STUDIUL ARTELOR ŞI CULTUROLOGIE: istorie, teorie, practică – Nr. 3 (26), 2015

REVISTA
Nr. 3 (26), 2015
Cuprins
ИЗ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННО-ДУЭТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
ARTICOL

ИЗ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННО-ДУЭТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА

DIN ISTORIA INTERPRETĂRII LA DOUĂ PIANE ÎN REPUBLICA MOLDOVA

THE HISTORY OF PIANO-DUET PERFORMANCE IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA

МАРИНА МАМАЛЫГА,

докторант,

Академия Музыки, Театра и Изобразительных Искусств

В статье характеризуются основные этапы развития фортепианно-дуэтного исполнительства в Респу­блике Молдова, называются имена пианистов, выступавших в составе дуэтов, указываются программы их вы­ступлений. Особое значение автор уделяет таким дуэтам как: Виктор Левинзон – Людмила Ваверко, Людмила Паньковская – Гаянэ Тесеоглу, Елена и Татьяна Тушмаловы.

Ключевые слова: фортепианный дуэт, концертное исполнительство, музыкальное произведение, фантазия

În articol se caracterizează principalele etape ale dezvoltării interpretării la două piane în Republica Moldova, se men­ţionează numele pianiştilor care au evoluat în componenţa unor piano-duo, se indică programele lor concertistice. O atenţie deosebită autorul acordă duetelor de importanţă, cum ar fi Victor Levinzon – Ludmila Vaverco, Ludmila Pancovscaia – Gai-ane Teseoglu, Elena şi Tatiana Tuşmalov.

Cuvinte-cheie: duet de piane, interpretare concertistică, creaţie muzicală, fantezie

The article characterizes the main stages of development of piano-duet performance in the Republic of Moldova and men­tions the names of pianists who performed as a duo and their concert programs. The author pays particular attention to such important duets as Victor Levinson – Ludmila Vaverko, Ludmila Pankovsky – Gayane Teseoglu, Yelena and Tatyana Tushmalov.

Keywords: piano duet, concert performance, music, fantasy

В современном музыкальном искусстве Республики Молдова фортепианно-дуэтному ис­полнительству принадлежит особое место: существующие и вновь возникающие дуэтные «пары» пианистов оказывают заметное влияние на музыкальную жизнь культурных центров республики. В настоящей статье рассматриваются основные вехи в развитии данного вида ан­самблевого творчества.

Игра на двух роялях стала заметным элементом музыкальной жизни Кишинева в 1920-е гг. В это время здесь выделялся пианист И. Базилевский, много и успешно выступавший с соль­ными и ансамблевыми концертами. Известно, например, что в 1919 г. он совместно с другим музыкантом – К. Романовым – исполнил до этого не звучавшую в Кишиневе Фантазию для двух роялей С. Рахманинова [1]. Позднее К. Романов писал в своем жизнеописании: «Я, между прочим, покаялся Ляпунову, что мы с Базилевским исполняли в Кишиневе его восхититель­ный полонез на двух фортепиано в собственной аранжировке» [2, с. 32].

Активную концертную деятельность в 1918-1940 гг. вел в Бессарабии пианист Ю. Гуз. Он также, наряду с сольными выступлениями, включал в свои программы фортепианные дуэты. Так, на одном из концертов, посвященных творчеству С. Рахманинова, он совместно с А. Стад-ницкой, представил публике Фантазию для двух роялей С. Рахманинова [1].

В 1930-е гг. внимание аудитории привлекала концертная деятельность пианистки Н. Иль-ницкой, которая вместе с А. Алхазовой впервые «исполнила в Кишиневе на двух роялях Рус­ский каприс А. Рубинштейна и один из концертов П. Чайковского» [1, с. 36]. Таким образом, в первой половине ХХ в. в концертной практике Кишинева начинает формироваться традиция двухрояльных выступлений. Сложившихся дуэтов тогда еще не было, как не было и концер­тов, целиком посвященных дуэтной музыке. Произведения для двух фортепиано включались в сольные концертные программы.

В 50-60-е годы ХХ в. интерес к ансамблю двух роялей значительно возрос. Выступления пианистов в составе дуэтов стали носить более постоянный характер. Так, заметный вклад в развитие фортепианно-дуэтного исполнительства МССР внесла Татьяна Александровна Вой-цеховская, известный музыкант-исполнитель, педагог, автор научно-исследовательских и ме­тодических трудов. Т. Войцеховская регулярно выступала как участница фортепианных дуэ­тов, ее партнерами были педагоги кафедры специального фортепиано Кишиневской консер­ватории Л. Ваверко, А. Дайлис, Е. Зак, Е. Ревзо. Репертуар этих ансамблей был разнообразным, включал произведения разных эпох и национальных школ: В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, С. Рахманинова, К. Дебюсси, Д. Мийо, А. Бабаджаняна, других авторов [3].

Например, на вечере фортепианного дуэта Т. Войцеховской и Е. Зака в Большом зале Киши­невской государственной консерватории (1963) были исполнены сочинения С. Рахманинова и В. А. Моцарта. Позднее эта же программа была повторена на телевидении. В 1965 г. Т. Войцеховская в дуэте с Л. Ваверко сыграла Армянскую рапсодию А. Бабаджаняна – А. Арутюняна, сюиты Ска­рамуш Д. Мийо и По белому и черному К. Дебюсси. Об этом концерте рецензент писал: «Несмо­тря на разность исполнительских школ, легко отличимых на слух, их игра исключала стилисти­ческий «разнобой». В творческом единстве слились два взаимодополняющих почерка» [4, с. 70].

Несколько раз в данном виде фортепианного творчества выступила и Евгения Михайловна Ревзо, ее партнером был закончивший у нее по классу фортепиано одаренный пианист А. Литвак.

Постепенно в Кишиневе начинают складываться постоянные ансамблевые пары пиани­стов, регулярно представляющие на суд слушателей все новые концертные программы. Про­должительным и результативным было творческое содружество Людмилы Вениаминовны Ва-верко и Виктора Венианиновича Левинзона. Требовательные и взыскательные музыканты, они исключительно ответственно относились к разучиваемому репертуару. Их совместный труд всегда был направлен на поиск нужного образа, красок, драматургической концепции, на оттачивание мельчайших деталей. Несмотря на разницу пианистической манеры и субъ­ективное ощущение музыки каждым из музыкантов в отдельности, им всегда удавалось най­ти тот невидимый баланс, который удачно объединял устремленности этих творческих натур в единый эмоциональный посыл. Драматургическая продуманность трактовок в сочетании с красочностью звуковой палитры и общей одухотворенностью исполнения придавали их игре особенный магнетизм, приковывавший внимание слушателей.

Концерты Л. Ваверко и В. Левинзона проходили в Кишиневе, Тирасполе, Бендерах, Бельцах и Слободзее. В их репертуар входили такие произведения как Пассакалия g-moll Г.

 

Ф. Генделя, Хорал и аллегро И. С. Баха, Анданте с вариациями Р. Шумана, сюиты С. Рахма­нинова, Соната для двух фортепиано Ф. Пуленка, Вариации на тему Паганини В. Лютос-лавского, музыка к драме М. Лермонтова Маскарад А. Хачатуряна, Сюита для двух фор­тепиано ленинградского композитора В. Цытовича. Особое вниммание критика уделила Симфоническим танцам С. Рахманинова. Е. Вдовина, в частности, отмечала: «…Л. Вавер-ко и В. Левинзон исполнили Симфонические танцы технично и эмоционально. Основная трагедийная сторона сочинения с ее мрачным демонизмом и изломанной фантастично­стью прозвучала сильно и ярко» [5]. По мнению С. Бенгельсдорфа, особенно ярко и насы­щенно «…был исполнен финал танцев, который по глубине и силе выражения представ­ляет одно из самых замечательных творений русской музыкальной литературы. Музыкан­там удалось передать чувство отчаяния, оцепенелой скованности перед страшным призра­ком смерти» [6].

На рубеже 1960-х-1970-х гг. в Кишиневе существовали и другие фортепианные ансамб­ли из числа педагогов высшего музыкального учебного заведения Молдавии. Например, из­вестно, что в дуэте с В. Левинзоном выступал Александр Львович Соковнин – один из наи­более выдающихся педагогов кафедры специального фортепиано АМТИИ. К сожалению, эти выступления не имели постоянного характера, поскольку концертная деятельность А. Соков-нина, включающая сольное и камерное исполнительство, была тесно сопряжена с активной организационно-просветительской и педагогической работой [7].

Фортепианный дуэт Людмилы Петровны Паньковской и Гаянэ Александровны Тесеоглу регулярно выступал с 1976 по 1986 гг. Их концерты обычно проходили в Большом зале мол­давского музыкального вуза. Первый концерт Л. Паньковской и Г. Тесеоглу состоялся 28 апре­ля 1976 г. В программу входили переложения для двух фортепиано Сицилианы и Бурре И. С. Баха и Токкаты Г. Няги, выполненные Л. Агабалян, Соната для двух фортепиано D-dur K. 448 В. А. Моцарта, Армянская рапсодия А. Арутюняна – А. Бабаджаняна, Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса в обработке для двух фортепиано К. Дебюсси.

Программа следующего концерта Л. Паньковской и Г. Тесеоглу, состоявшегося 19 апре­ля 1979 г., включала Анданте с вариациями Р. Шумана, пьесу Линдараха и Шесть канониче­ских этюдов К. Дебюсси, Сонату для двух фортепиано Ф. Пуленка, четыре Румынских тан­ца Б. Бартока. Далее Л. Паньковская и Г. Тесеоглу выступили весной 1981 г. Помимо Вариаций на тему Гайдна И. Брамса и Сюиты №1 С. Рахманинова, прозвучали сочинения современных авторов: Вариации В. Баркаускаса, Прелюдия, Тарантелла и Концертино Д. Шостаковича, Ин­тродукция и Рондо Б. Бриттена, Экскурсы С. Барбера в переложении Л. Агабалян. Молдавская музыка была представлена Экспромтом В. Ротару.

Программу еще одного выступления названного фортепианного дуэта (31 марта 1982 г.) составили три сюитных цикла: Вальсы Ф. Шуберта в переложении С. Прокофьева, Сюита ор.15 А. Аренского и композиция По белому и черному К. Дебюсси. Сочинения композиторов эпохи барокко и современных авторов вошли в программу вечера пианисток 19 декабря 1984 г. Это были: Концерт c-moll И. С. Баха, Adagio В.-Ф. Баха, Концерт А. Вивальди в переложении И. С. Баха, пьесы В. Купрявичуса в переложении Ю. Карнавичуса и Соната Б. Чайковского.

Последнее совместное выступление Л. Паньковской и Г. Тесеоглу состоялось 23 апреля 1986 г. Концертная программа включала следующие произведения: Concerto grosso g-moll Г. Ф. Генделя в переложении А. Готлиба, Концерт А. Вивальди – И. С. Баха, Вариации на тему Бетховена К. Сен-Санса, Хоровод ангелов из балета Сотворение мира А. Петрова, Сюиту из балета Шут С. Прокофьева.

В ансамблевом сотрудничестве Л. Паньковской и Г. Тесеоглу особо следует отметить стили­стическое разнообразие репертуара. Помимо известных сочинений, пианистки включали в кон­церты редко исполняемые опусы, которые становились «изюминкой» каждого их выступления.

 

Несколько раз в дуэте выступали преподаватели кафедры общего фортепиано Наталья Цуркан и Михаил Савельев[1]. В концертной программе за 17 марта 1978 г. значились произве­дения современных авторов: Б. Чайковского, В. Лютославского, А. Буша. Вечер этого фортепи­анного дуэта состоялся также 30 марта 1982 года, когда были исполнены произведения компо­зиторов ХХ века: семь пьес из Микрокосмоса и Прерванное Интермеццо Б. Бартока, Каприччио Ф. Пуленка и две пьесы (Равнина и Романс) аргентинского композитора К. Гуаставино.

В период 1980-1990-х гг. наиболее ярким из всех сложившихся к тому времени в Кишиневе дуэтных коллективов был фортепианный ансамбль Елены и Татьяны Тушмаловых. «Фортепи­анный дуэт сестер повергает в трепетное изумление даже самых взыскательных меломанов, а их блистательная и филигранная игра вызывает бурные аплодисменты. Два концертных рояля зву­чат как один организм, производя впечатление целого оркестра. Программа их концертов состо­ит из сложных и редко исполняемых произведений», отмечал в свое время Л. Акулов в одной из рецензий [8]. Так, в апреле 1980 г. в Большом зале Молдгосконсерватории состоялся концерт в двух отделениях, где пианистками были исполнены Интродукция и рондо в характере бурлески Б. Бриттена, сюита Скарамуш Д. Мийо, Соната Ф. Пуленка и Фантазия С. Рахманинова. В апре­ле 1981 г. в Органном зале Кишинева в исполнении этого же фортепианного дуэта прозвучали парафраза Ф. Листа на темы из оперы Дж. Верди Риголетто, семь пьес из цикла Микрокосмос Б. Бартока, Каприччио и Соната Ф. Пуленка. В мае 1982 г. последовал еще один концерт в Орган­ном зале, где прозвучали произведения В. А. Моцарта: Фантазия f-moll, увертюра к опере Вол­шебная флейта, Соната D-dur, а также Каприччио Ф. Пуленка, Интродукция и рондо Б. Бритте­на и Концертино Д. Шостаковича. Кроме того, дуэт неоднократно участвовали в «сборных» кон­цертах, проходивших во дворце Октомбрие, где исполнял Танец с саблями А. Хачатуряна, Бра-зильеру Д. Мийо и др. Фортепианный дуэт Тушмаловых сыграл важную роль в развитии оте­чественного фортепианно-дуэтного исполнительства. Его яркая исполнительская деятельность стимулировала обращение к ансамблевому музицированию других пианистов.

В 1998 г. неожиданно и очень ярко заявил о себе фортепианный дуэт молодых пианисток Ирины Смирновой и Ольги Кошель. Их концерт с огромным успехом прошел в Органном зале Кишинева. Рецензент В. Дашевский писал: «Девушки играли классику и неоклассику: Моцар­та, Бузони, Шумана, Шопена, Дебюсси, Верди, Листа, на бис — Гершвина. Исполнение было эмоционально-взволнованным, чистым и свежим»[9].

Неоднократно выступала с разными партнерами в фортепианных ансамблях Алена-Ольга Варданян. Так, например, 31 октября 2009 г. состоялось ее выступление с Александром Палеем, прошедшее в Органном зале в рамках Международного фестиваля Шубертиада. В програм­му входили сочинения Ф. Шуберта для фортепиано в четыре руки: Венгерский дивертисмент g-moll ор.54, Четыре полонеза ор.75 и Marsch Caracteristique C-dur op.121.

А. Варданян выступала также с Инной Хатиповой. В 2009 г. на юбилейном концерте ком­позитора М. Стырчи они представили публике его Скерцо-фантазию для двух фортепиано[2]. Кроме того, партнером А. Варданян неоднократно была Ирина Савина, один из самых моло­дых педагогов фортепианной кафедры. 25 апреля 2012 г. в Органном зале состоялся концерт педагогов-пинистов музыкального вуза Республики Молдова, где А. Варданян и И. Савина ис­полнили дуэтом Танго-рапсодию А. Пьяцоллы в собственном переложении. А 14 февраля 2013 г., в праздничном концерте, проходившем в АМТИИ, в их интерпретации прозвучала слож­нейшая Сюита-фантазия на темы из оперы Кармен Ж. Бизе в обработке молодого американ­ского композитора и пианиста Г. Андерсона.

 

Другой педагог кафедры специального фортепиано АМТИИ Инна Хатипова в своей твор­ческой деятельности также уделяет немало внимания фортепианно-дуэтному исполнитель­ству. Одно из самых запоминающихся ее выступлений имело место 27 апреля 2006 г. В рам­ках авторского концерта композитора В. Беляева состоялась премьера его сочинения для двух фортепиано Dies Irae. Это сложное в ансамблевом и в техническом отношении произведение И. Хатипова мастерски исполнила с одной из самых ярких своих учениц Л. Соболевой. Проду­манность драматургического плана, ансамблевая слаженность, точность динамической нюан­сировки стали основанием для высокой оценки исполнения.

Таким образом, фортепианно-дуэтное исполнительство Республики Молдова второй половины ХХ века представляет собой насыщенную и богатую панораму. Однако она бу­дет неполной, если не включить в нее концертно-исполнительскую, просветительскую и организационно-менеджерскую деятельность дуэта пианистов Анатолия Лапикуса и Юрия Маховича. Однако анализ их разнообразного и плодотворного сотворчества должен стать ма­териалом отдельного исследования.

Библиографические ссылки

  1. КИШКА Е. Фортепианное исполнительство Бессарабии 1918-1940 гг. В: Вопросы теории, истории и ме­тодики фортепианного искусства. Кишинев: Штиинца, 1991, с. 25-37.
  2. РОМАНОВ К. Мое жизнеописание. Национальный архив РМ. Фонд Р-2983, оп.1, дело 44. 124 с.
  3. АКСЕНОВ В. Т. А. Войцеховская: принципы фортепианного исполнительства и педагогики. В: Вопросы теории, истории и методики фортепианного искусства. Кишинев: Штиинца, 1991, с. 38-51.
  4. ПОЖАР С. К таинствам пианизма. Уроки жизни и творчества Людмилы Ваверко. Кишинев: Централь­ная типография, 1999. 216 с.
  5. ВДОВИНА, Е. И снова звучит Рахманинов. В: Советская Молдавия,1968, № 259 (10547).
  6. БЕНГЕЛЬСДОРФ, С. Концерт преподавателей. В: Молодежь Молдавии,1968, № 139 (2560).
  7. СТОЛЯР, И. А. Л. Соковнин. Кишинев: Понтос 2008. 288 с.
  8. АКУЛОВ, Л. Есть ли у нас меценаты? В: Независимая Молдова,1995, №№ 164-165 (870-871).
  9. ДАШЕВСКИЙ, В. Пророческое фото. В: Вечерний Кишинев,1998, № 11 (9015).

[1]Это было на рубеже 1970-х – 1980-х гг.

[2]До этого выступления А. Варданян и И. Хатипова несколько раз исполняли Скерцо-фантазию в 1987 г., будучи студент­ками Молдавской государственной консерватории им. Г. Музическу: на летнем экзамене по фортепианному дуэту за пер­вый курс и 1 сентября в концерте, посвященном началу учебного года.