ИЗ ИСТОРИИ ФОРТЕПИАННО-ДУЭТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ МОЛДОВА
DIN ISTORIA INTERPRETĂRII LA DOUĂ PIANE ÎN REPUBLICA MOLDOVA
THE HISTORY OF PIANO-DUET PERFORMANCE IN THE REPUBLIC OF MOLDOVA
МАРИНА МАМАЛЫГА,
докторант,
Академия Музыки, Театра и Изобразительных Искусств
В статье характеризуются основные этапы развития фортепианно-дуэтного исполнительства в Республике Молдова, называются имена пианистов, выступавших в составе дуэтов, указываются программы их выступлений. Особое значение автор уделяет таким дуэтам как: Виктор Левинзон – Людмила Ваверко, Людмила Паньковская – Гаянэ Тесеоглу, Елена и Татьяна Тушмаловы.
Ключевые слова: фортепианный дуэт, концертное исполнительство, музыкальное произведение, фантазия
În articol se caracterizează principalele etape ale dezvoltării interpretării la două piane în Republica Moldova, se menţionează numele pianiştilor care au evoluat în componenţa unor piano-duo, se indică programele lor concertistice. O atenţie deosebită autorul acordă duetelor de importanţă, cum ar fi Victor Levinzon – Ludmila Vaverco, Ludmila Pancovscaia – Gai-ane Teseoglu, Elena şi Tatiana Tuşmalov.
Cuvinte-cheie: duet de piane, interpretare concertistică, creaţie muzicală, fantezie
The article characterizes the main stages of development of piano-duet performance in the Republic of Moldova and mentions the names of pianists who performed as a duo and their concert programs. The author pays particular attention to such important duets as Victor Levinson – Ludmila Vaverko, Ludmila Pankovsky – Gayane Teseoglu, Yelena and Tatyana Tushmalov.
Keywords: piano duet, concert performance, music, fantasy
В современном музыкальном искусстве Республики Молдова фортепианно-дуэтному исполнительству принадлежит особое место: существующие и вновь возникающие дуэтные «пары» пианистов оказывают заметное влияние на музыкальную жизнь культурных центров республики. В настоящей статье рассматриваются основные вехи в развитии данного вида ансамблевого творчества.
Игра на двух роялях стала заметным элементом музыкальной жизни Кишинева в 1920-е гг. В это время здесь выделялся пианист И. Базилевский, много и успешно выступавший с сольными и ансамблевыми концертами. Известно, например, что в 1919 г. он совместно с другим музыкантом – К. Романовым – исполнил до этого не звучавшую в Кишиневе Фантазию для двух роялей С. Рахманинова [1]. Позднее К. Романов писал в своем жизнеописании: «Я, между прочим, покаялся Ляпунову, что мы с Базилевским исполняли в Кишиневе его восхитительный полонез на двух фортепиано в собственной аранжировке» [2, с. 32].
Активную концертную деятельность в 1918-1940 гг. вел в Бессарабии пианист Ю. Гуз. Он также, наряду с сольными выступлениями, включал в свои программы фортепианные дуэты. Так, на одном из концертов, посвященных творчеству С. Рахманинова, он совместно с А. Стад-ницкой, представил публике Фантазию для двух роялей С. Рахманинова [1].
В 1930-е гг. внимание аудитории привлекала концертная деятельность пианистки Н. Иль-ницкой, которая вместе с А. Алхазовой впервые «исполнила в Кишиневе на двух роялях Русский каприс А. Рубинштейна и один из концертов П. Чайковского» [1, с. 36]. Таким образом, в первой половине ХХ в. в концертной практике Кишинева начинает формироваться традиция двухрояльных выступлений. Сложившихся дуэтов тогда еще не было, как не было и концертов, целиком посвященных дуэтной музыке. Произведения для двух фортепиано включались в сольные концертные программы.
В 50-60-е годы ХХ в. интерес к ансамблю двух роялей значительно возрос. Выступления пианистов в составе дуэтов стали носить более постоянный характер. Так, заметный вклад в развитие фортепианно-дуэтного исполнительства МССР внесла Татьяна Александровна Вой-цеховская, известный музыкант-исполнитель, педагог, автор научно-исследовательских и методических трудов. Т. Войцеховская регулярно выступала как участница фортепианных дуэтов, ее партнерами были педагоги кафедры специального фортепиано Кишиневской консерватории Л. Ваверко, А. Дайлис, Е. Зак, Е. Ревзо. Репертуар этих ансамблей был разнообразным, включал произведения разных эпох и национальных школ: В. А. Моцарта, К. Сен-Санса, С. Рахманинова, К. Дебюсси, Д. Мийо, А. Бабаджаняна, других авторов [3].
Например, на вечере фортепианного дуэта Т. Войцеховской и Е. Зака в Большом зале Кишиневской государственной консерватории (1963) были исполнены сочинения С. Рахманинова и В. А. Моцарта. Позднее эта же программа была повторена на телевидении. В 1965 г. Т. Войцеховская в дуэте с Л. Ваверко сыграла Армянскую рапсодию А. Бабаджаняна – А. Арутюняна, сюиты Скарамуш Д. Мийо и По белому и черному К. Дебюсси. Об этом концерте рецензент писал: «Несмотря на разность исполнительских школ, легко отличимых на слух, их игра исключала стилистический «разнобой». В творческом единстве слились два взаимодополняющих почерка» [4, с. 70].
Несколько раз в данном виде фортепианного творчества выступила и Евгения Михайловна Ревзо, ее партнером был закончивший у нее по классу фортепиано одаренный пианист А. Литвак.
Постепенно в Кишиневе начинают складываться постоянные ансамблевые пары пианистов, регулярно представляющие на суд слушателей все новые концертные программы. Продолжительным и результативным было творческое содружество Людмилы Вениаминовны Ва-верко и Виктора Венианиновича Левинзона. Требовательные и взыскательные музыканты, они исключительно ответственно относились к разучиваемому репертуару. Их совместный труд всегда был направлен на поиск нужного образа, красок, драматургической концепции, на оттачивание мельчайших деталей. Несмотря на разницу пианистической манеры и субъективное ощущение музыки каждым из музыкантов в отдельности, им всегда удавалось найти тот невидимый баланс, который удачно объединял устремленности этих творческих натур в единый эмоциональный посыл. Драматургическая продуманность трактовок в сочетании с красочностью звуковой палитры и общей одухотворенностью исполнения придавали их игре особенный магнетизм, приковывавший внимание слушателей.
Концерты Л. Ваверко и В. Левинзона проходили в Кишиневе, Тирасполе, Бендерах, Бельцах и Слободзее. В их репертуар входили такие произведения как Пассакалия g-moll Г.
Ф. Генделя, Хорал и аллегро И. С. Баха, Анданте с вариациями Р. Шумана, сюиты С. Рахманинова, Соната для двух фортепиано Ф. Пуленка, Вариации на тему Паганини В. Лютос-лавского, музыка к драме М. Лермонтова Маскарад А. Хачатуряна, Сюита для двух фортепиано ленинградского композитора В. Цытовича. Особое вниммание критика уделила Симфоническим танцам С. Рахманинова. Е. Вдовина, в частности, отмечала: «…Л. Вавер-ко и В. Левинзон исполнили Симфонические танцы технично и эмоционально. Основная трагедийная сторона сочинения с ее мрачным демонизмом и изломанной фантастичностью прозвучала сильно и ярко» [5]. По мнению С. Бенгельсдорфа, особенно ярко и насыщенно «…был исполнен финал танцев, который по глубине и силе выражения представляет одно из самых замечательных творений русской музыкальной литературы. Музыкантам удалось передать чувство отчаяния, оцепенелой скованности перед страшным призраком смерти» [6].
На рубеже 1960-х-1970-х гг. в Кишиневе существовали и другие фортепианные ансамбли из числа педагогов высшего музыкального учебного заведения Молдавии. Например, известно, что в дуэте с В. Левинзоном выступал Александр Львович Соковнин – один из наиболее выдающихся педагогов кафедры специального фортепиано АМТИИ. К сожалению, эти выступления не имели постоянного характера, поскольку концертная деятельность А. Соков-нина, включающая сольное и камерное исполнительство, была тесно сопряжена с активной организационно-просветительской и педагогической работой [7].
Фортепианный дуэт Людмилы Петровны Паньковской и Гаянэ Александровны Тесеоглу регулярно выступал с 1976 по 1986 гг. Их концерты обычно проходили в Большом зале молдавского музыкального вуза. Первый концерт Л. Паньковской и Г. Тесеоглу состоялся 28 апреля 1976 г. В программу входили переложения для двух фортепиано Сицилианы и Бурре И. С. Баха и Токкаты Г. Няги, выполненные Л. Агабалян, Соната для двух фортепиано D-dur K. 448 В. А. Моцарта, Армянская рапсодия А. Арутюняна – А. Бабаджаняна, Рондо-каприччиозо К. Сен-Санса в обработке для двух фортепиано К. Дебюсси.
Программа следующего концерта Л. Паньковской и Г. Тесеоглу, состоявшегося 19 апреля 1979 г., включала Анданте с вариациями Р. Шумана, пьесу Линдараха и Шесть канонических этюдов К. Дебюсси, Сонату для двух фортепиано Ф. Пуленка, четыре Румынских танца Б. Бартока. Далее Л. Паньковская и Г. Тесеоглу выступили весной 1981 г. Помимо Вариаций на тему Гайдна И. Брамса и Сюиты №1 С. Рахманинова, прозвучали сочинения современных авторов: Вариации В. Баркаускаса, Прелюдия, Тарантелла и Концертино Д. Шостаковича, Интродукция и Рондо Б. Бриттена, Экскурсы С. Барбера в переложении Л. Агабалян. Молдавская музыка была представлена Экспромтом В. Ротару.
Программу еще одного выступления названного фортепианного дуэта (31 марта 1982 г.) составили три сюитных цикла: Вальсы Ф. Шуберта в переложении С. Прокофьева, Сюита ор.15 А. Аренского и композиция По белому и черному К. Дебюсси. Сочинения композиторов эпохи барокко и современных авторов вошли в программу вечера пианисток 19 декабря 1984 г. Это были: Концерт c-moll И. С. Баха, Adagio В.-Ф. Баха, Концерт А. Вивальди в переложении И. С. Баха, пьесы В. Купрявичуса в переложении Ю. Карнавичуса и Соната Б. Чайковского.
Последнее совместное выступление Л. Паньковской и Г. Тесеоглу состоялось 23 апреля 1986 г. Концертная программа включала следующие произведения: Concerto grosso g-moll Г. Ф. Генделя в переложении А. Готлиба, Концерт А. Вивальди – И. С. Баха, Вариации на тему Бетховена К. Сен-Санса, Хоровод ангелов из балета Сотворение мира А. Петрова, Сюиту из балета Шут С. Прокофьева.
В ансамблевом сотрудничестве Л. Паньковской и Г. Тесеоглу особо следует отметить стилистическое разнообразие репертуара. Помимо известных сочинений, пианистки включали в концерты редко исполняемые опусы, которые становились «изюминкой» каждого их выступления.
Несколько раз в дуэте выступали преподаватели кафедры общего фортепиано Наталья Цуркан и Михаил Савельев[1]. В концертной программе за 17 марта 1978 г. значились произведения современных авторов: Б. Чайковского, В. Лютославского, А. Буша. Вечер этого фортепианного дуэта состоялся также 30 марта 1982 года, когда были исполнены произведения композиторов ХХ века: семь пьес из Микрокосмоса и Прерванное Интермеццо Б. Бартока, Каприччио Ф. Пуленка и две пьесы (Равнина и Романс) аргентинского композитора К. Гуаставино.
В период 1980-1990-х гг. наиболее ярким из всех сложившихся к тому времени в Кишиневе дуэтных коллективов был фортепианный ансамбль Елены и Татьяны Тушмаловых. «Фортепианный дуэт сестер повергает в трепетное изумление даже самых взыскательных меломанов, а их блистательная и филигранная игра вызывает бурные аплодисменты. Два концертных рояля звучат как один организм, производя впечатление целого оркестра. Программа их концертов состоит из сложных и редко исполняемых произведений», отмечал в свое время Л. Акулов в одной из рецензий [8]. Так, в апреле 1980 г. в Большом зале Молдгосконсерватории состоялся концерт в двух отделениях, где пианистками были исполнены Интродукция и рондо в характере бурлески Б. Бриттена, сюита Скарамуш Д. Мийо, Соната Ф. Пуленка и Фантазия С. Рахманинова. В апреле 1981 г. в Органном зале Кишинева в исполнении этого же фортепианного дуэта прозвучали парафраза Ф. Листа на темы из оперы Дж. Верди Риголетто, семь пьес из цикла Микрокосмос Б. Бартока, Каприччио и Соната Ф. Пуленка. В мае 1982 г. последовал еще один концерт в Органном зале, где прозвучали произведения В. А. Моцарта: Фантазия f-moll, увертюра к опере Волшебная флейта, Соната D-dur, а также Каприччио Ф. Пуленка, Интродукция и рондо Б. Бриттена и Концертино Д. Шостаковича. Кроме того, дуэт неоднократно участвовали в «сборных» концертах, проходивших во дворце Октомбрие, где исполнял Танец с саблями А. Хачатуряна, Бра-зильеру Д. Мийо и др. Фортепианный дуэт Тушмаловых сыграл важную роль в развитии отечественного фортепианно-дуэтного исполнительства. Его яркая исполнительская деятельность стимулировала обращение к ансамблевому музицированию других пианистов.
В 1998 г. неожиданно и очень ярко заявил о себе фортепианный дуэт молодых пианисток Ирины Смирновой и Ольги Кошель. Их концерт с огромным успехом прошел в Органном зале Кишинева. Рецензент В. Дашевский писал: «Девушки играли классику и неоклассику: Моцарта, Бузони, Шумана, Шопена, Дебюсси, Верди, Листа, на бис — Гершвина. Исполнение было эмоционально-взволнованным, чистым и свежим»[9].
Неоднократно выступала с разными партнерами в фортепианных ансамблях Алена-Ольга Варданян. Так, например, 31 октября 2009 г. состоялось ее выступление с Александром Палеем, прошедшее в Органном зале в рамках Международного фестиваля Шубертиада. В программу входили сочинения Ф. Шуберта для фортепиано в четыре руки: Венгерский дивертисмент g-moll ор.54, Четыре полонеза ор.75 и Marsch Caracteristique C-dur op.121.
А. Варданян выступала также с Инной Хатиповой. В 2009 г. на юбилейном концерте композитора М. Стырчи они представили публике его Скерцо-фантазию для двух фортепиано[2]. Кроме того, партнером А. Варданян неоднократно была Ирина Савина, один из самых молодых педагогов фортепианной кафедры. 25 апреля 2012 г. в Органном зале состоялся концерт педагогов-пинистов музыкального вуза Республики Молдова, где А. Варданян и И. Савина исполнили дуэтом Танго-рапсодию А. Пьяцоллы в собственном переложении. А 14 февраля 2013 г., в праздничном концерте, проходившем в АМТИИ, в их интерпретации прозвучала сложнейшая Сюита-фантазия на темы из оперы Кармен Ж. Бизе в обработке молодого американского композитора и пианиста Г. Андерсона.
Другой педагог кафедры специального фортепиано АМТИИ Инна Хатипова в своей творческой деятельности также уделяет немало внимания фортепианно-дуэтному исполнительству. Одно из самых запоминающихся ее выступлений имело место 27 апреля 2006 г. В рамках авторского концерта композитора В. Беляева состоялась премьера его сочинения для двух фортепиано Dies Irae. Это сложное в ансамблевом и в техническом отношении произведение И. Хатипова мастерски исполнила с одной из самых ярких своих учениц Л. Соболевой. Продуманность драматургического плана, ансамблевая слаженность, точность динамической нюансировки стали основанием для высокой оценки исполнения.
Таким образом, фортепианно-дуэтное исполнительство Республики Молдова второй половины ХХ века представляет собой насыщенную и богатую панораму. Однако она будет неполной, если не включить в нее концертно-исполнительскую, просветительскую и организационно-менеджерскую деятельность дуэта пианистов Анатолия Лапикуса и Юрия Маховича. Однако анализ их разнообразного и плодотворного сотворчества должен стать материалом отдельного исследования.
Библиографические ссылки
[1]Это было на рубеже 1970-х – 1980-х гг.
[2]До этого выступления А. Варданян и И. Хатипова несколько раз исполняли Скерцо-фантазию в 1987 г., будучи студентками Молдавской государственной консерватории им. Г. Музическу: на летнем экзамене по фортепианному дуэту за первый курс и 1 сентября в концерте, посвященном началу учебного года.